Московская сретенская духовная семинария. Церковь Святого Лазаря в Ларнаке: фото, описание Церковь святого лазаря ларнаке часы работы


Церковь.

На Кипре есть два трехкупольных храма: Святого Лазаря в городе Ларнака, о котором пойдет речь в данной статье и храм монастыря Святой Варвары близ города Фамагуста. Строительство храма Святого Лазаря началось в 890 году на месте уже существующей в то время церкви, где был захоронен друг Иисуса Христа Лазарь. Средства на строительство были предоставлены городу Китион (тогда так назывался город Ларнака) императором Византии Львом VI Мудрым, взамен части мощей Святого Лазаря. Храм сделан из камня, состоит из трех неф - центрального и боковыми помещений и тремя куполами, расположенными на среднем нефе. В ранней истории храма, когда район, где он находится, был необитаем, вокруг были болота (Свято Лазаревские болота), это сооружение имело статус монастыря.

В период Венецианской оккупации Кипра храм был назван Бенедиктинским монастырем и принадлежал Римской Католической Церкви. После того, как турки захватили Кипр, храм был выкуплен Православной церковью (1589 г.) Туркам было выгодно присутствие православия, так как они пытались уменьшить влияние европейского католицизма в регионе. Однако католикам было разрешено дважды в год совершать службы в храме в пределах маленькой часовни, которая примыкала с севера к алтарю, вплоть до 1794 года, когда Архиепископ Хрисанфос и епископ Мелитиос I , возмущенные претензиями католиков на единоличное владение храмом, не отменили разрешение для католических служб.

О католическом присутствии говорит «Иерусалимский крест», который и ныне можно наблюдать у северного входа в храм и Латинский алтарь, расположенный в небольшой часовне, примыкающей к алтарной части храма. С развитием города, храм фактически перестает быть монастырем, только числится им по документам, вплоть до XIX века.
Три купола впоследствии были разрушены, то ли от землетрясения, то ли, их приказали снести турецкие захватчики (к 1571 г. весь остров был оккупирован Османской Империей).

Аркада у храма была построена в ходе реставрационных работ позднее.

В период власти османов на Кипре колокольный звон и сами колокольни были запрещены - колокола в храме Святого Лазаря располагались на деревянных конструкциях в виде столбов - в Ларнаке турецкое влияние было установлено не в таких жестких рамках как в других городах Кипра, колокола никто не снимал. В 1856 г. Россия потребовала отмены этого запрета. Через несколько лет закончилось строительство каменной колокольни, которая в последующем тоже разрушалась и снова восстанавливалась.

Иконостас храма - воплощение высокого мастерства резьбы по дереву. Его создание началось в 1770-х годах и продолжалось несколько десятков лет. Покрыт он золотом, украшен 120 иконами. Алтарь сделан в 1773 г. и также является эталоном мастерства резьбы по дереву. Икона с изображением Святого Лазаря в облачении, покрытом крестами - риза епископа, икона, повествующая о воскрешении Лазаря и много других икон украшают стены храма.

Воскрешение Лазаря.

Данное событие, как и почти любой другой религиозный сюжет можно назвать легендой, сказкой и т.д. В упрощенном виде её можно пересказать так:

Л азарь и две его сестры - Марфа и Мария были друзьями Иисуса Христа, который часто бывал в их доме в селе Вифания на Западном Берегу Реки Иордан в 3 км. от восточных окраин Иерусалима. Е сть несколько вариантов «как Иисус узнал, что Лазарь болен». П о одним данным, во время болезни и последующей смерти Лазаря, Иисус находился на другом берегу Иордана и предчувствовал болезнь и смерть друга «провидел Иисус Христос Своим Божеством», сказал апостолам про это и они все вместе пошли в Вифанию к Лазарю. П о другим - когда Лазарь тяжело заболел, Иисус уже находился на пути в Вифанию вместе с Апостолами, но не предчувствовал крайне болезненного состояния своего друга (по крайней мере, ничего не рассказывал про это своим попутчикам). Сестры Лазаря узнали, что к ним направляется Иисус в компании Апостолов, послали навстречу гонцов, чтобы те поторопили их. Марфа и Мария верили, что Иисус может вылечить Лазаря, который находился уже в присмерти. Отправленные сестрами Лазаря люди встретили путников и рассказали им всю ситуацию. Несмотря на это, Иисус приказал Апостолам остановиться на пару дней отдохнуть. На вопросительные взгляды Апостолов относительно такой медлительности в столь экстренном деле как излечение Лазаря, Иисус, якобы, сказал: «Болезнь Лазаря не к смерти, но к славе Божией. Да прославится через нее Сын Божий…» Т.е. , через чудо воскрешения Лазаря, Иисус в очередной раз прославит Бога и самого себя. В итоге, по первому или второму вышеописанному сценарию, а может быть, еще по какому-нибудь, Иисус оказался в Вифании, когда Лазарь уже умер, мало того, он уже начал разлагаться. По разным описаниям, от погребальной пещеры с прикрытым камнем входом исходил зловонный запах: «Господи, Господи, брат наш Лазарь, четыре дня уже как в гробу лежит и смердит!» - говорила Иисусу Марфа, он а не верила уже, что в данной ситуации можно как-то вернуть в тело ее брата жизнь. В жарком климате Палестины гниение трупов начинается быстро, по - этому похороны проводят сразу - в день смерти человека. На четвертые сутки, в таком климате признаки разложения становятся настолько явными, что ни у какого здравомыслящего человека, при виде такого гниющего тела, даже не возникнет мысли о каком - либо воскрешении. Скептическое отношение к этому сестры Лазаря Марфы понятно. В ответ Иисус сказал: «Воскреснет твой брат, ибо Я есть Воскресение и жизнь. Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию ? » После этого Иисус подошел к погребальной пещере и сказал убрать камень, закрывающий вход в нее. Сестры Лазаря согласились, и камень был убран. Вокруг столпился народ, все пристально наблюдали за происходящим. Иудеи , стоящие в толпе, выкрикивали в адрес Иисуса оскорбления, кто-то демонстративно плевался, показывая свое отвращение к происходящему, а остальные просто остановились посмотреть. Иисус смотрел на небо и читал молитву, по его щекам текли слезы. Через некоторое время Иисус несколько приблизился к открытой погребальной пещере и громко сказал: «Лазарь, иди вон!» На глазах у многочисленных людей из пещеры вышел обмотанный погребальными пеленами, с платком на голове Лазарь. По одним источникам, он вышел медленно, по другим - выбежал, как будто испуганный чем то, человек. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет!» Люди были настолько удивлены произошедшим, что никто не мог проронить ни слова. Некоторые иудеи, затаили после увиденного еще большую злобу на Иисуса, поспешили в Иерусалим. Там они рассказали членам синедриона (высший судебный орган в городах Древней Иудеи) о случившемся, вскоре было принято решение убить Иисуса. Следующие два дня Иисус гостил у воскрешенного Лазаря дома. Там Он сказал Лазарю отправляться на Кипр, во избежание гонений со стороны иудеев. Лазарь прибыл на Кипр в 33 г. н.э. в возрасте 30 лет, где впоследствии имел титул первого Епископа Китийского. Прожил Лазарь после воскрешения еще 30 лет в г. Китион (на месте Китиона образовался г. Ларнака, некогда состоящий из двух городов: собственно Ларнака и портовая часть Скала, где находилась церковь Святого Лазаря). Согласно легендам, после прибытия на Кипр, Лазарь никогда не улыбался, лишь один раз на его лице появилась улыбка, когда он увидел, как кто-то крадет горшок - «Глина крадет глину!» - сказал он с улыбкой. Так же он всю пищу принимал с медом (или со слабоалкогольным напитком на его основе), якобы, «подсластить свою тоску по своему другу Иисусу». Еще есть легенда, что на месте Соленого озера в Китионе (Ларнаке) в то время был большой виноградник. Лазарь прогуливался там и захотел выпить виноградного сока, подошел к хозяину и попросил разрешения. В ответ хозяин сказал, что у него нет винограда. Когда Лазарь показал на стоящую рядом корзину полную винограда, хозяин сказал, что это соль. Вскоре виноградник завял, а на его месте образовалось болото, а потом - большое соленое озеро, которое так сейчас и называется «Соленое озеро».

Мощи Святого Лазаря.

Впервые мощи Святого Лазаря были обнаружены в 890 г. в церкви, которая находилась на месте нынешней церкви Святого Лазаря. На склепе была надпись «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа». В то время Императором Византии был Лев VI Мудрый. Он узнал об этой находке и приказал доставить Святые мощи в столицу Империи Константинополь. Взамен выделил средства и силы на строительство нового храма на месте уже существующего. В 1972 году в саркофаге под алтарем церкви Святого Лазаря была обнаружена часть останков Святого. Это говорит о том, что жители Китиона не отдали все мощи целиком. Саркофаг и по сей день находится на своем месте. На одной из его сторон надпись означающая слово «Друг». Он сделан взамен саркофага, который был увезен в Константинополь по распоряжению Льва VI Мудрого вместе с частью мощей Святого Лазаря. Из Китиона Святые мощи были доставлены в Крисополис, потом перемещены в Кафедральный Собор Святой Софии. В дальнейшем Лев VI кроме храма в Китионе, построил еще один, названный именем того же Святого - в Константинополе, где и находилась часть мощей до того времени, когда их не захватили крестоносцы, которые завоевали город. Они увезли останки Святого Лазаря в Марсель, где их дальнейшая судьба не известна.

Фотографии и текст: Анатолий Сидоров

Со старинными христианскими храмами связано много преданий и легенд. Одна из самых чудесных и красивых относится к церкви Святого Лазаря на Кипре. Праведник Лазарь был другом Иисуса Христа. Когда он умер от болезни, Иисус воскресил его на четвертый день после погребения. Поэтому Лазаря еще называют Четверодневным. Узнав о таком чуде, иудеи захотели убить Лазаря и тому пришлось бежать из Иерусалима.

Вместе с другими учениками Иисуса он отправился на Кипр. По прибытии на остров Лазарь был возведен святыми апостолами в епископы античного города Китиона, где он прожил 30 лет. После смерти Лазаря похоронили в мраморной гробнице. Спустя пять столетий византийский император Лев IV Мудрый приказал построить на месте погребения Лазаря каменную церковь.

Служение добру

Святой Лазарь считался покровителем города Ларнака, а его храм был культурным, образовательным, социальным и религиозным центром этого города. В течение двух с половиной веков церковь основывала школы, больницы и следила за кладбищами. Она оплачивала обучение учеников, поддерживала нуждающихся и всегда защищала интересы горожан. По словам историков, такая напряженная деятельность была нетипична для большинства Кипрских церквей того времени.

Церковь Святого Лазаря – от древности до наших дней

Каменный храм имел 3 купола, с которыми связаны два предания. Первое гласит, что во время войны с турками на остров прибыл турецкий офицер, который принял купола церкви за купола мечети. Помолившись, он подъехал к храму ближе, понял, что совершил ошибку и приказал снести купола. Вторая версия приписывает отсутствие куполов обычному землетрясению.

Церковь Святого Лазаря одно время даже была Бенедиктинским монастырем и считалась собственностью Римской Католической Церкви. Это произошло во время Венецианской оккупации Кипра. Однако в 1589 г. Кипр перешел к туркам и Православная церковь сумела выкупить у них храм за 3000 серебряных монет.

Примерно в 1750 году Китионский епископ Макариос I приказал отреставрировать церковь Святого Лазаря и пристроить к ней аркаду. Впоследствии храм неоднократно реставрировался, но именно эта работа была самой масштабной. В таком виде храм и сохранился до наших дней. Во время очередной реставрации в 1972 году было найдено несколько мощей святого. Их положили в позолоченную раку, которая расположена в центре храма рядом с южной колонной под алтарем.

Достопримечательности святыни

Византийская архитектура храма настолько самобытна и красива, что производила неизгладимое впечатление на путешественников тех времен. Подлинным сокровищем является иконостас церкви, выполненный из резного дерева. Его создал талантливейший резчик по дереву Хаджи Саввас Талиадорос. Работа заняла у него 9 лет. Готовый иконостас покрыли золотом и украсили 120 иконами разного размера. Каждая из них – это бесценное произведение искусства. Красивейшей резьбой украшен алтарь и епископское место.

Верующие, желающие поклонится святому, спускаются в подалтарную часть, где для всеобщего обозрения выставлена рака с его мощами. У входа в это помещение, у восточной стены церкви, есть святой источник. Здесь же находятся гробницы римского периода.

Рядом с центральным алтарем находится маленькая часовня, где сохранился латинский алтарь. Особой драгоценностью церкви Святого Лазаря называют Византийские иконы, на которых изображен сам святой и сцены из его жизни.

Рядом с северным входом в церковь можно увидеть древнюю эмблему латинян – Иерусалимский крест. В юго-западной части строений расположен музей Святого Лазаря. В нем собраны религиозные предметы византийской культуры – старинные книги, иконы, древнее Евангелие, церковная посуда, одеяния и многое другое. Рядом с музеем есть церковная лавка, где продают иконы с изображением Святого Лазаря, копии византийских писем, книг и многое другое.

Археологи установили, что в прошлые века даже стены каменного храма украшало множество фресок. К сожалению от них ничего не осталось – всему виной большая влажность.

Особенности посещения церкви Святого Лазаря

Решив посетить храм, следует придерживаться установленных правил. Женщинам нельзя заходить в церковь в шортах, коротких юбках, с открытыми плечами и в чересчур облегающей одежде. Во время службы женщины и мужчины должны сидеть отдельно. Место для мужчин в правой части храма, а для женщин – в левой. В храме нельзя разговаривать, мешать верующим, фотографировать и снимать службу на камеру.

Существует очень красивый обычай венчания в храме Святого Лазаря. Многие туристические агентства предлагают влюбленным освятить свой брак в одной из самых знаменитых святынь христианства. Молодожены со всего мира приезжают сюда, чтобы заручится божественной поддержкой и поклясться друг другу в вечной любви.

Часы работы

  • сентябрь-март : 08:00-12:30, 14:30-17:00; апрель-август : 08:00-13:30, 15:30-18:30.

Адрес

  • Ларнака, Plateia Agiou Lazarou.

Координаты для навигатора

  • Площадь перед церковью 34.911436 33.635438

Фотоальбом

Главная христианская святыня Ларнаки - церковь св. Лазаря (Agios Lazaros) - находится на площади Агиу Лазару (pi. Agiou Lazarou) в двух кварталах к западу от набережной. Это место почитаемо христианами всего мира: здесь находится гробница и часть мощей св. Лазаря Четверодневного, епископа Китийского - того самого, которого Христос воскресил из мертвых спустя четыре дня после кончины.

Воскрешение Лазаря

Иисус Христос любил Лазаря и называл его своим другом. Он часто бывал в доме его сестер Марии и Марфы в небольшом селении в Вифании. Когда Лазарь умер, Иисус с учениками находился в Иудее. Почувствовав смерть друга, он сказал ученикам: «Лазарь, друг наш; уснул, но я иду разбудить его» (Ин 11:14). И они отправились в Вифанию, где нашли пещеру, в которой был похоронен Лазарь. Далее Евангелие от Иоанна повествует следующее: «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит: ибо четыре дня; как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Ин 11:39-46). Воскрешенный Лазарь прожил еще три десятка лет, проповедуя Слово Божие. А на Кипре он оказался потому, что после воскрешения стал гоним на своей родине.

Святой Лазарь - епископ Цитиума (Ларнаки)

Воскрешение Лазаря в Вифании возмутило иудейских первосвященников и фарисеев. Они жаждали его смерти, чтобы уничтожить живое свидетельство чудотворной силы Христа. Согласно одной из версий, Лазарь был отведен на морское побережье у Яффы, посажен в лодку без весел и отдан на волю волн. Божественным произ-волением лодку течение прибило к южному берегу Кипра, недале-ко от Цитиума (так при римлянах называлась Ларнака). По другой версии св. Лазарь, спасаясь от расправы, вынужден был бежать и вместе с учеником Господним Максимином и св. Келидонием, слепым, исцеленным Христом, отправился на Кипр, до которого от Палестины всего 105 километров.

Эти события произошли в 33 году. А через 12 лет, во время Первого миссионерского путешествия, апостол Павел и апостол Варнава, проповедуя на Кипре, посетили Цитиум. Здесь они встретили св. Лазаря и рукоположили его в епископы Цитиума. Возможно также, что в сан епископа он был возведен позже, в 46 году, апостолами Варнавой и Марком, когда они после размолвки с апостолом Павлом вернулись на Кипр.

В течение 18 лет (45 - 63 гг. н.э.) св. Лазарь был первым епископом Цитиума. С его пребыванием на Кипре связаны различные предания. По одному из них после воскрешения св. Лазарь никогда не улыбался. И только однажды заметив, что кто-то крадет горошек, улыбнулся и сказал: «Глина крадет глину».

Согласно другому преданию - «Сказанию о Земной жизни Пресвятой Богородицы», изданному в XIX веке русским монастырем св. Пантелеймона на Святой Горе Афон в Греции, Пресвятая Богородица по просьбе св. Лазаря посетила Кипр. Св. Лазарь, говорит предание, очень хотел увидеть Богородицу, но опасаясь расправы, не мог вернуться в Палестину и был вынужден остаться на острове. Божия Матерь решила сама побывать у Лазаря и, покинув пределы Палестины, в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. «Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер^ и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не кушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся I в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро I промчался между многочисленными островами архипелага и без повреждения и малейших потерь пристал у берегов Афонской горы. Когда корабль приблизился к Святой Горе, языческие храмы рухнули, а идолы возвестили о прибытии на Афон Богородицы. Все, кто видел это чудо, уверовали и приняли христианство, а Афон с тех пор стал земным уделом Богородицы».

На обратном пути в Иерусалим Божия Матерь исполнила просьбу св. Лазаря посетить Кипр и благословила созданную апостолами местную Церковь.

После кончины, последовавшей в 63 году, св. Лазарь был погребен в городском некрополе, позже получившем название «Ларнакс» - что в переводе с греческого языка означает «гроб, саркофаг». Надпись на мраморной гробнице святого гласила: «Четверодневный Лазарь, друг Христов». Могила св. Лазаря издревле почиталась христианами. В раннехристианский период над ней была построена маленькая часовня.


Обретение мощей святого Лазаря

Через несколько столетий часовня разрушилась, и местонахождение гробницы св. Лазаря и его мощей было утрачено.

Мраморный саркофаг с мощами был обнаружен в 890 году при проведении строительных работ на месте античного некрополя Ларнаки. Византийский император Лев VI Мудрый приказал доставить мощи в Константинополь, разрешив оставить на месте саркофаг. Это было обычным делом - византийские императоры собирали в столице мощи всех важнейших святых. Но жители Цитиума оставили в городе небольшую часть мощей. Впрочем, некоторые историки до сих пор отрицают это.

В Константинополе святыня хранилась в серебряной раке в храме св. Лазаря, возведенном еще до обретения мощей императором Василием I Македонянином (877 - 886 гг.).

Дата переноса мощей праведного Лазаря в Константинополь стала праздничным днем в церковном календаре: его память празднуется 30 октября (по новому стилю). После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцы вывезли «константинопольскую» часть мощей в Марсель.

Церковь святого Лазаря

Император Лев VI Мудрый в 890 году выделил средства на строительство нового храма над местом обретения мощей св. Лазаря. В возведенной церкви сохранялась гробница и часть мощей святого.

Первоначально церковь св. Лазаря представляла собой трехнефную, трехкупольную базилику, построенную в классическом византийском стиле. Но впоследствии она неоднократно перестраивалась: купола церкви несколько раз разрушались землетрясениями и затем отстраивались по новым проектам.

В период венецианского правления церковь принадлежала монастырю монашеского Ордена бенедиктинцев, о чем сегодня у северного входа в храм напоминает пятикрестная эмблема - так называемый «Иерусалимский крест», а в небольшой часовне, примыкающей к алтарю, до сих пор сохранившийся маленький католический алтарь.

После захвата Кипра турками в 1571 году, когда города острова грабились и разрушались захватчиками, а многие христианские святыни либо вывозились, либо прятались местными жителями в укромных местах, хранившаяся в Ларнаке часть мощей св. Лазаря на долгое время бесследно исчезла. Сам храм св. Лазаря при оттоманском правлении был превращен в мечеть, и три главы, венчавшие его, полностью разобраны. Но в 1589 году православные христиане выкупили храм св. Лазаря у турок. В этом не было ничего необычного: таким способом в период османского владычества Кипрской Церкви удалось вернуть многие храмы и монастыри.

Пока храм св. Лазаря находился на окраине города, то он функционировал как монастырь. Но к началу XVIII века город разросся, и церковь, оказавшись в его черте, становится православным кафедральным собором Ларнаки. За весь период турецкого владычества она была единственной на Кипре церковью, где был разрешен колокольный звон. При этом за неимением колокольни (их строить турки разрешили только в 1856 году) колокола были прикреплены к деревянным столбам, стоящим на постаментах.

Русский путешественник В. Григорович-Барский во время своего пребывания на Кипре и посещении церкви св. Лазаря в 1727 году описывает ее как огромный, высокий храм, сооруженный на большие деньги, «как какой-нибудь царский дворец». Барский пишет, что в храме под алтарем в небольшой пещере находится гробница, в которой ранее хранились мощи св. Лазаря. Где были сами мощи в это время, он выяснить не смог, но отметил, что эта гробница в большом почете у христиан.

В. Григорович-Барский сделал и зарисовки церкви св. Лазаря. Как мы уже говорили, его рисунки кипрских церквей - золотой фонд для современных реставраторов. Но, к сожалению, церковь св. Лазаря на этих рисунках изображена уже в своем нынешнем виде. Незадолго до его посещения церковь была перестроена и отреставрирована. С юга к ней пристроили большую открытую галерею. А четырехъярусная колокольня у юго-восточной стены церкви была возведена уже в 1857 году.

Несмотря на поздние перестройки, сегодня церковь св. Лазаря представляет собой один из наиболее ярких образцов византийской архитектуры на Кипре.

Главное украшение интерьера церкви - многоярусный резной деревянный иконостас, выполненный в XVIII веке, один из самых впечатляющих образцов резьбы по дереву на Кипре. Работа над изготовлением иконостаса заняла у выдающегося кипрского мастера Хаджисавваса Талиадороса девять лет - с 1773 по 1782 годы. 120 икон для иконостаса были написаны в 1793 - 1797 годах.

Необходимо отметить также несколько замечательных икон в храме св. Лазаря. На правой колонне у южного входа висит великолепная икона «ХрИстос воскрешает Лазаря». На северном столпе в центре храма находится написанная в XVIII веке в России икона Божией Матери «Одигитрия».

На южной стене храма, у самой алтарной преграды, висит большая, очень хорошего письма икона - Лазарь в сане епископа Китийского. Он изображен на ней в епископском кресле, по бокам - его сестры Мария и Марфа.

В 1972 году, когда шли реставрационные работы, в пещере под алтарем, под тем самым пустым саркофагом, который, возможно, имел в виду В. Григорович-Барский, был найден другой саркофаг, в котором сохранилась часть мощей св. Лазаря. Для мощей был специально изготовлен позолоченный серебряный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница) с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Сегодня мощи св. Лазаря выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны.

Вход в подземную часть храма к гробнице св. Лазаря находится в южной части солеи. Несколько каменных ступеней ведут в невысокую полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. Здесь стоят два каменных саркофага, в одном из них находились мощи св. Лазаря. На его восточной стороне и сегодня можно разобрать надпись «Друга» греческими буквами.

У восточной стены при входе в подземное помещение течет святой источник.

В благодарность за исцеление к гробнице и иконе св. Лазаря в храме приносят отлитые из воска фигурки людей и частей тела. Купить свечи можно на соседней улице в свечной мастерской, к северо-востоку от храма св. Лазаря. В ней изготавливают восковые фигурки и свечи: от обычных до огромных, праздничных, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Византийский музей церкви святого Лазаря

Слева от храма, в помещениях бывшего монастыря, расположен небольшой церковный музей, посвященный многовековой истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы, церковные облачения и утварь. Здесь хранится редкий образ св. Лазаря, написанный в XII веке, и где святой изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось I изображение св. Лазаря, правой рукой благословляющего императора, а в левой держащего Евангелие.

Справа от храма находится небольшой церковный магазин. Здесь кроме традиционного, коммерческого набора икон и сувениров можно купить уникальный диск с записью кипрской духовной музыки, сделанной в храме св. Лазаря.

Церковь св. Лазаря сыграла значительную роль в социальной жизни Ларнаки. С XVIII века до середины XX века она являлась религиозным, национальным и образовательным центром города. Как пишет кипрский историк Н. Кириазис в книге «Город Ларнака в свете исторических документов»: «Не многие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность, какую явила церковь св. Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся». Столетиями посещение этой церкви было обязательной частью паломничества на Святую землю. Об этом свидетельствуют как многочисленные средневековые источники, так и католический монастырь Терра Санта в Ларнаке, основанный специально для паломников.

Храм св. Лазаря и сегодня важнейший духовный центр города. Крещения и бракосочетания наполнены здесь особым значением. Каждый приходящий ощущает себя в нем частью православной культуры.

При церкви действует Русский Православный центр.

Св. Лазарь считается покровителем Ларнаки. В субботу накануне Вербного воскресенья город празднует Воскресение Лазаря. По улицам города следует Крестный ход, участники которого несут иконы святого.


После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Мощи епископа Лазаря после его смерти положили в Мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Церковь была построена на самой гробнице святого. Этот храм является местом паломничества верующих.

Храм был построен примерно в 890 году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас церкви считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. В храме хранится несколько древнейших византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка – туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Вокруг храма до сих пор есть несколько построек существовавшего здесь много лет назад монастыря. В одной из них сейчас находится музей. На территории церкви сохранилось и небольшое кладбище, с потрясающей красоты резными каменными саркофагами.

Звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается здесь на воскресные и праздничные службы.

Первым христианским архиепископом, а после смерти и небесным покровителем города стал Лазарь, воскрешенный Христом. Самая же известная могила в Ларнаке - гробница Святого Лазаря. Она находится в церкви Святого Лазаря , которая была построена примерно в 900 году. Церковь Св. Лазаря и его могилу можно увидеть в центре города.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет "от роду", он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: "Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро". С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В "Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы", изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: "Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы". По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название "Ларнакс" - "гроб, саркофаг". На мраморной гробнице святого выполнили надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".


По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов (а именно в 1972) во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери "Одигитрия" в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Также особое внимание стоит обратить на иконостас, состоящий из 120 икон, представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь. А рядом с собором находятся захоронения ряда европейцев, живших в городе в 17-18 веке. Сам святой Лазарь считается покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Происходит это за неделю до православной Пасхи.

Адрес: Plateia Agiou Lazarou
Время работы церкви и музея: сентябрь-март: 08.00-12.30, 14.30-17.00, апрель-август: 08.00-13.30, 15.30-18.30
Вход бесплатный

Накануне Вербного воскресения, в день воскресения Лазаря, в Ларнаке большой праздник.
Если зайти в церковь слева, то после входа сразу направо есть табличка TOMB AGIOS LAZARIOS. Посетители могут спуститься в гробницу, увидеть саркофаг и родничок со святой водой. Мощи находятся в храме. Спускайтесь в подземелье, обязательно возьмите в собой пустую посуду (пластмассовую бутылочку), наберите святую воду.
В интернете видел фотографии, на которых мужчина залазил в середину гроба и утверждал, что там место благодатнее. Так делать нельзя, потому что быстрее в гроб ляжет.

Особенно интересно побывать на венчании. Киприоты в костюмах, дамы в платьях, и весь пол в цветах.

Рядом с церковью находится музей Agios Lazaros Church.
Часы работы музея: Пн.-Воскр. 8.00 - 12.30 и 15.30 - 18.30, тел.: 24 652498.

В рамках работы Русского православного образовательного центра в Ларнаке при храме святого Лазаря по вторникам и субботам, с апреля по октябрь в храме святого Лазаря в 9:00 проводит бесплатную экскурсию по храму Зыкова Наталья Владимировна и рассказывает об истории православия на Кипре. А также она поможет организовать паломничество в любой монастырь Кипра. У них даже есть уже специально разработанные маршруты, вмещающие множество святынь. Связаться с ними можно по тел. на Кипре +357 24 622548, моб. +357 99 831916.

Где находится церковь Святого Лазаря?

Карта, как пройти к храму Святого Лазаря:


Стрелкой указан городской пляж и набережная Finikoudes.

Во сколько начинаются богослужения по воскресеньям?

В 6:30 утра. Литургия ведется на греческом языке.






В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию - фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.


Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21-22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий (Китий - город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака); пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.


Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн (Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем - около 41 г.; Марком - 46 г.; Лукой - 61-62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х.), в то время как другие евангелисты опускают, - ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть. Ибо тогда необходимо было доказать (По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии), что Христос - Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь. - Говорят, будто для (уверения в этом) и все Евангелие (от Иоанна) было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.
Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.
Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома (Лазарома (евр.) - погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших.), - чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.
Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас. Аминь.


Вифания


Местечко Вифания, как во времена Христа, так и сегодня, расположено на единственной центральной дороге, которая поднимается от Иерихонской Долины и ведёт в Иерусалим. Таким образом, все кто хотел попасть в Иерусалим или Иерихон, должны были обязательно пользоваться этой дорогой.
Христос часто ходил по ней, но то была не единственная причина. Вифания была родиной Его любимого друга Лазаря и сестёр его Марии и Марфы. Здесь Спаситель был приглашён в дом Симона прокажённого; «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его возгнегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее о том, что она сделала» (Ср.ев.Мф.26,6-13).
Но важнейшее событие связывающего Господа с Вифанией является чудо воскрешения Его друга Лазаря.

Во время своей земной жизни Господь более спокойно и счастливо, по человеческому, нигде не проводил время, как только в Вифании, в семействе, состоящем из трёх лиц: Марфы, Марии и их брата Лазаря; «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». (Ср.ев. Ин.11,5).Из сказаний св. Евангелистов известно о сем благочестивом семействе.
Вера этих сестёр в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда заболел их брат Лазарь, они первым долгом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение их брату. Но Господь пришёл в Вифанию, когда Лазарь почил и лежал во гробе уже четыре дня. Господь пришёл, чтобы явить Свою Славу.
Изначально могила Лазаря представляла собой обычную еврейскую семейную могилу, высеченную в скале. Могила Лазаря расположена на глубине 3м, к ней ведут 27 ступеней.
В византийскую эпоху (IV-VII вв/), могила Лазаря – место паломничества- была обнесена стеной. До двенадцатого века могила существовала почти без изменений, над ней находилась базилика Лазарион. В тринадцатом веке она была заброшена и практически забыта. Триста лет спустя, на его развалинах мусульмане построили мечеть, внутри которой находится могила Лазаря.
На месте дома, в котором жило семейство Лазаря, воздвигнут греко-православный женский монастырь. Напротив монастыря находится место встречи Христа с Марфой и Марией.
После убиения св.архидиакона Стефана, когда настало гонение на иерусалимских христиан, св.Лазарь был изгнан из Иудеи и пущен в море на лодке без вёсел. По Божьему произволению лодка приплыла к острову Кипр, где в городе Кидонии св.Лазарь начал проповедовать Христа, как апостол, и был рукоположен в сан епископа апостолом Варнавой.
Проживая на острове Кипр, св.Лазарь пламенно желал видеть Пресвятую Богородицу, которую он не видел уже долгое время, а сам опасался прибыть в Иерусалим для свидания с Нею. Пресвятая Богородица, уразумевши о сем желании св.Лазаря, написала к нему послание, в котором, утешая его, повелела ему прислать за Нею корабль, на котором она могла бы прибыть к нему на остров Кипр, а ему воспрещала приходить в Иерусалим для Неё.
Прочитав это послание, св.Лазарь очень обрадовался, а также и удивился такому смирению Пресвятой Богородицы; нимало не медля, снарядил и послал за Ней корабль. Пресвятая Богородица вместе с апостолом и евангелистом Иоанном и некоторыми другими спутниками на этом корабле отправились в плавание к острову Кипр. На пути, вследствие противных ветров, Матери Божией пришлось пристать к Афонской горе. После недолгого пребывания на сей горе Богородица приплыла на корабле к о.Кипр. Здесь Она встретилась с Лазарем, скорбевшим о Её долгом путешествии, поведала ему о Своём пребывании на Афонской горе и поднесла ему дары, специально для него собственноручно сделанные Ею,- омофор и наруковицы. Недолго пробыв на Кипре, Богородица возвратилась в Иерусалим.
После пребывания Богородицы св.Лазарь четверодневный епископствовал на о.Кипр около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников, в чём ревностно ему помогали его сёстры - Мария и Марфа. Где, когда и как окончили свою жизнь свою сёстры Лазаря, неизвестно. Сам же Лазарь почил в мире на о.Кипр.
При императоре Льве Философе (886-911) мощи св.Лазаря четверодневного были перенесены с Кипра в Царьград.

(Жития святых славных и всехвальных Апостолов. – М., Лествица, 2005).

Иконография праздника

Изображать Воскрешение Лазаря начали еще первые христиане на стенах римских катакомб. Сложившийся в Византии канон выводит на первый план, во-первых, житейскую реальность события, а во-вторых - его глубинный смысл, связанный с самой сущностью христианской веры. Этому канону следовали и русские художники.
В русской иконографии этой темы насчитывается несколько изводов, различающихся главным образом положением фигур и гробницы Лазаря. Как правило, изображается темный проем пещеры и юноши, держащие крышку гроба. Воскрешенный в белых пеленах - легкий, как бестелесная душа; ему еще предстоит привыкнуть к вернувшейся жизни. Марфа и Мария, благоговейно склоняющиеся к ногам Спасителя. Свидетели - среди них те, кто теперь уверует, и недруги, еще больше укрепившиеся в желании расправиться с Иисусом. Апостолы - это ведь ради их веры, равно как и для самого Лазаря, совершено Христом чудо воскрешения! И, наконец, Он - спокойный, отрешенно-задумчивый, простирающий руку жестом надежды и сострадания.
Светлой сосредоточенностью, осознанием величия происходящего и того, что еще грядет, проникнуты лучшие русские иконы Воскрешения Лазаря - такие, например, как новгородская икона конца XV века или современная ей икона московской школы из Кирилло-Белозерского монастыря.

(«Шедевры русской иконописи», 2008).

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря, глас 1:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:
Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.


С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти.

Евангелие от Иоанна (XI, 1-44) рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазаре! гряди (иди) вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружющим Его, сказал: Развяжите его, пусть идет.

Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх. XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после Крещения Своего и продолжал до Своего Вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин. XI, 45).

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф. XXVI, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. XI, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин. XI, 4. 15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворил!; яко человек сей много знамения творит. Аще оставим его тако, вси уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш (Ин. XI, 47-48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин. XI, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. XI, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. XII, 10).

Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.

Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоан Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех - в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию. Марфа и Мария - сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа Всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки. Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу Небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. "Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, - говорит Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия".

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного». Как говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения:

Рыдаеши, Иисусе - сие смертного существа:

Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения.

Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря.

В храм вход бесплатный, в музей святого Лазаря билет стоит 1 евро. Для экскурсионных групп скидки.

Аренда машины выйдет 25-30 евро.

Билет на автобус стоит 1,50 евро (одноразовый) и 5 евро - за катание целый день. Ночные поездки на автобусе (а есть и такие рейсы) стоят 2,50 евро.

Парковки есть бесплатные, но мест на них может не быть. Платная парковка обойдется в 0,50 евро.

Время для прикосновения к религиозным святыням (часы работы)

Храм открыт для паломников и туристов круглый год с 8:00 и до 18:30 (с апреля и по август). Перерыв с 12:30 до 15:30.

В остальные месяцы время его работы сокращено до 17:00, перерыв с 12:30 до 14:30.

Музей при церкви работает все дни недели, кроме воскресенья. Понедельник, вторник, четверг, пятница: с 8:15 до 17:30. Перерыв с 12:30 до 15:00.

В среду и субботу музей открыт с 8:15 до 12:30.

Сколько понадобится времени на святое место

Много времени на визит в известную достопримечательность Ларнаки не понадобится. Церковь расположена в центре города, на дорогу уйдет около 15-20 минут, в каком районе Ларнаки не находились бы. А пребывание в храме зависит от того, идет служба или нет, настроены вы на общение с Богом или выберете для этого иное место и иное время. Осмотреть здание храма, известные реликвии можно в пределах 1-2 часов.

История церкви святого Лазаря из века в век

Кто такой Лазарь? Почему такой интерес к его мощам во всем мире? Начнем с легенды о Лазаре.

Имя святого произошло от еврейского имени Елеазар – «Бог мне помог». Праведник Лазарь проживал в Вифании. Во время эпидемии он заболевает и умирает. В это время приходит в город Иисус Христос, его друг и наставник. Узнав о смерти Лазаря, Христос идет на его могилу и воскрешает умершего.

Иудейцы были возмущены недопустимым «чудом». Из-за преследований Лазарь отправляется в скитания. Он переезжает на Кипр, где проповедует учение Христа. Было ему только 30 лет.

Согласно легенде, в 45 году н.э. (Лазарю было уже 42 года) Павел и Варнава произвели его в сан епископа Китиона (так в то время называлась Ларнака). Второй раз он умирает в 63 году н.э. Церковь святого Лазаря появляется на месте его гробницы.

Перемещение части его мощей в Константинополь, затем в Марсель вызвало возникновение легенды о проповедовании Лазарем учения Христа в Марселе.