Свеаборг (Суоменлина) - «Самая известная достопримечательность Хельсинки — морская крепость Свеаборг. Русские пушки, бастионы, гроты, тоннели и многое другое»

В 1703 году Петр Великий основал новую столицу империи – Санкт-Петербург, находящуюся в акватории Финского залива. Охранять морские подступы к новой столице должна была мощная военная база Кронштадт, основанная в том же году на о.Котлин в 27 км к западу от устья Невы.
После выхода к Балтийскому морю в ходе Северной войны 1700-1721 гг., Российская империя стала мощной силой на Балтике, с которой уже приходилось считаться.

Данная ситуация ставила под угрозу безопасность Швеции; российские военно-морские суда могли непосредственно атаковать побережье южной Финляндии, которая входила в состав Шведского королевства. Свои интересы в данном регионе имели и другие европейские державы и особенно Франция, которая заключила со шведской короной военный союз.
После длительных дебатов, в 1747 году шведский парламент принял решение, укрепить российско-шведскую границу и начать возводить морскую крепость для охраны Хельсинки, как противовес Кронштадту. Пограничные укрепления было также решено установить и в Ловиссе (Loviisa).

Швеция начала строительство крепости в январе 1748 года, когда Аугустин Эренсвярд (Augustin Ehrensvärd), молодой полковник шведской армии, приехал к южным пределам королевства, чтобы координировать строительство. Укрепления были спроектированы согласно предписанию фортификационной системы Вобана – передовой военной инженерии того времени. В дополнение к защитным сооружениям на островах добавлялась система укреплений на материковой части, что гарантировало безопасность крепости от создания врагом плацдарма для нападения. В задачи Свеаборга входило и обеспечение боеприпасами, в случае необходимости, финской группировки Шведской Армии и Королевского Флота.
Крепость строилась на французские деньги и должна была стать «Северным Гибралтаром».
Строительство продолжалось вплоть до 1772 года.

После договора между Александром Первым и Наполеоном Бонапартом Россия начала военную кампанию против Швеции, в результате чего в 1809 году Финляндии перешла под власть Российской короны и стала автономным Великим Княжеством Финляндским в составе Российской империи. Шведский период финской истории, который длился более 700 лет, закончился.

Крепость не выполнила возложенные на нее функции и не боролась до победного конца в безнадежной войне. Русские войска легко взяли Хельсинки и начали артиллерийский обстрел Свеаборга. Комендант крепости, Карл Олоф Кронстедт, заключил перемирие с российским военным командованием, но, так и не дождавшись подкрепления к маю, сдал крепость вместе с 7000 ее защитников. Причины этого поступка Кронстедта остаются несколько неясными. Но безнадежная ситуация, психологическая победа русских войск, возможно, некоторые подкупленные советники, опасение за жизнь большого количества гражданского населения, нехватка пороха и всё это, на фоне полной изоляции – вероятные причины для капитуляции.
В течение Наполеоновских войн сдалось большинство крепостей в Германии, после всего нескольких недель осады – эра крепостей подходила к концу.

Русский период

Длительный период мира, последовавший за присоединением Финляндии к России, прервала Крымская война 1854-1856 гг. Союзники, с целью ослабить военное присутствие России на юге, приняли решение открыть второй фронт, направив англо-французский флот в Балтийское море. В течение двух лет объединенный флот обстреливал города и укрепления по всему финскому побережью. В результате 47-часового артобстрела крепость была сильно повреждена. После подписания Парижского мира 1856 года начались обширные работы по восстановлению крепостных сооружений.
Были возведены новые оборонительные укрепления на южных частях гряды островов. Следующая стадия военного наращивания в крепости была продиктована Первой мировой войной; Суоменлинна и ее ближайшие острова стали частью военно-морского укрепления «Петр Великий», призванного защитить столицу империи – Санкт-Петербург.
Незадолго до этого, в 1906 году, в крепости возник бунт. Бунтовщиков возглавили прапорщики Кмельянов и Коханский. Выдвинув политические требования, они ожидали подхода и поддержки русского флота, однако подошедшие корабли подавили возникший в крепостном гарнизоне бунт; бунтовщики были расстреляны. Их могилы на территории крепости стали первыми совместными финско-российскими братскими захоронениями.

Финский период

После обретения Финляндией независимости в декабре 1917 года крепость стала финской и получила новое название — Суоменлинна, что в переводе означает «Финская крепость».
В 1918 году наступили мрачные времена в истории Суоменлинны — она служила концлагерем для взятых в плен красных, многие из которых погибли в ней от голода и болезней.
Много лет Суоменлинна находилась в ведении финской армии, и только в 1973 году управление островами, на которых расположена крепость, было передано гражданской администрации.

Современность

В 1991 году Суоменлинна была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В наши дни Суоменлинна представляет собой огромный музей под открытым небом, раскинувшийся на шести островах: Густав Меч (Kustaanmiekka), Малый Черный остров (Pikku Mustasaari), Большой Черный остров (Iso Mustasaari), Западный Черный остров (Länsi-Mustasaari) и Волчий остров (Susisaari).
Хорошо сохранившиеся форты, бастионы и здания крепости привлекают туристов из Финляндии и других стран. На островах расположено много музеев: Музей Суоменлинна с экспозицией по истории крепости, Музей береговой артиллерии, подводная лодка Весикко, военный музей «Манеж», Музей таможни, Музей игрушки. В галерее Береговой казармы и галерее Августа можно ознакомиться с изделиями художественных мастерских крепости.
На территории крепости Суоменлинна круглый год проводятся различные мероприятия : летом — парусные гонки «Виапорин Туоппи» (Кубок Свеаборга) и джазовый фестиваль «Виапори Джаз» (Viapori Jazz), зимой — рождественские концерты и праздники. На острове Сусисаари (Susisaari) в старинном бастионе обосновался летний театр.
Крепость-музей и в наши дни хранит старые военные традиции. На Малом Черном острове до сих пор размещается Военно-морская академия. Здание академии было построено в 1821-1829 годах по проекту Карла Людвига Энгеля.

Суоменлинна – не только музей под открытым небом, но и район Хельсинки, в котором постоянно проживает около 900 человек, 350 из которых имеют здесь постоянное место работы. Добраться до крепости из Хельсинки можно на паромах , которые с утра до вечера отправляются с восточной стороны Торговой площади (Kauppatori).

Важные даты в истории крепости

  • 1748: Начало возведение крепости под руководством Августина Эренсвялда.
  • 1808: Суоменлинна капитулирует перед русской армии без какого-либо серьезного сопротивления.
  • 1809: По Парижскому миру Финляндия становится частью Российской империи
  • 1855: Крымская война: артиллерийский обстрел Суоменлинны англо-французским флотом, в результате чего, крепость была подвергнута большим разрушения.
  • 1906: Бунт гарнизона крепости.
  • 1914-1917: Укрепление оборонительных сооружений Суменлинны.
  • 1918: Название Suomenlinna становится официальным названием крепости.
  • 1973: Крепость переходит из-под власти военных и становится одним из гражданских районов Хельсинки.
  • 1991: Суоменлинна внесена ЮНЕСКО в список Мирового наследия человечества
  • 1998: 250-ый день рождения Суоменлинны.

Экскурсии по крепости

Для проведения экскурсий по крепости Суоменлинна требуется лицензия. Авторизованными гидами являются только члены Общества Эренсвярда. Экскурсии с гидом проводятся ежедневно с июня по август на финском, шведском, английском и .

Х очу рассказать про Cвеаборг - шведскую крепость расположенную на нескольких островах.
Когда-то она была ключом к Хельсинки и к всей Финляндии... а сама Финляндия была шведской провинцией. Именно шведы строили крепость и вложили в нее большие деньги, надеясь на ее неприступность. Это место с неоднозначной судьбой. Крепость которая так и не оправдала возложенных на нее надежд. Туристу до крепости можно добраться только на пароме. Она находится на островах и имеет более 6 км крепостных стен и укреплений.



Крепость и колоритная и мощная. Это видно сразу.

Стену местами чудовищной толщины...

Её строительство началось в 1748 году. Вместо намеченных 4-х лет оно длилось 40 и так и не было закончено в том виде, в каком задумал ее создатель Августин Еренсвард. При шведах крепость называлась Sveaborg - т.е. шведская крепость. Финны же называли ее Виапори (Viapori), а когда ушли русские и Финляндия обрела полную самостийность - Суоменлинна, что означает Финская крепость...)))))

Строительством руководил Августин Эренсвэрд - архитектор, кораблестроитель, морской и артиллерийский офицер. В его жизни были только две страсти - Свеаборг и женщины флот. Человек был фанатично предан своему делу.

Если средств на строительство не хватало, мог отдать свое жалование и даже срезать серебряные знаки различия. Августин был здесь планировщиком, архитектором, распорядителем, наемщиком и управдомом; а помимо того, каждый год убеждал Стокгольм не перекрывать финансирование самой масштабной стройки в стране (первые восемнадцать лет строительства обошлись короне в 90 бочек золота).

За пыл и трудолюбие граф Эренсвэрд получил чин маршала. Он умер в 1774 году и был похоронен в крепости, так и не увидев свое детище завершенным...

Выше на фото его могила...

Катакомбы тут капитальные, но о них позже.

Увы, хорошего фотоаппарата с собой не было)))

Тут было все. И запасы продовольствия для длительных осад и сухой док для ремонта кораблей и защищенные от бомбардировок казармы.

Ворота у крепости хитрые, двойные. Если открыты одни, обязательно закрываются вторые и наоборот. Тем самым создается невозможным внезапная атака противника и большая пропускная способность, даже если противник сам их откроет.

Под мостами ров...

Не смотря на все самое современное на то время в строительстве, 4 мая 1808 года русские войска осадили крепость и он была взята. Как ни удивительно, но случилось это после непродолжительной осады, несмотря на явное превосходство шведов в артиллерии (1000 орудий против русских 40)!!! Из 8 тыс. гарнизона погибло ВСЕГО 5 человек .

КАК ПРИ ВЗЯТИИ КРЕПОСТИ РУССКАЯ СМЕКАЛКА СРАБОТАЛА

Доподлинно не известно почему именно сдалась крепость, но существует версия, что во время зимней осады, жены шведских офицеров истосковавшись по мужьям понабрались наглости и попросились у русских съездить к мужьям на побывку... русские их пропустили и даже дали транспорт и охрану. Жены ездили в крепость всю зиму, а наши постоянно твердили им, что сопротивление бесполезно, что весной придет русская эскадра и многие в крепости погибнут от штурма и обстрелов... к чему лишние жертвы?
Наши предлагали шведкам уговорить мужей сдаться. Взамен обещали свободу передвижения, а их мужьям продолжение службы в крепости, но уже русскому императору, с возможным повышением в окладе...

Весной комендант крепости пригласил русского военачальника и сообщил ему, что если русская эскадра подойдет к крепости быстрее шведской, он сдаст крепость.

,
Если верить гугглу, это и есть русская эскадра, а гугглу я верю даже больше чем Веллеру)))

Итак, весной пришла русская эскадра, а шведы запоздали... и крепость сдалась без единого выстрела. Так шведские женщины лишили Швецию провинции, но сохранили своих мужей. Огромные средства потраченные на строительство крепости были потрачены зря...

Многие с гарнизона крепости остались жить в Хельсинки, некоторые вернулись в Швецию.
Комендант крепости адмирал Кронштедт попал под трибунал по обвинению в измене, а его родственники в Швеции принуждены были менять свои фамилии...

Шведский трибунал приговорил коменданта к смертной казни, но русский император отменил это решение и его не ослушались и отпустили Кронштедта на волю... такое вот было почтение к русскому императору)))))

В 1809 году Финляндия стала частью Российской Империи (Фридрихсгамский мир).

ЕЩЕ ОДИН СЛУЧАЙ КОГДА РУССКИМ СМЕКАЛКА ПОМОГЛА

6 августа 1855 года под стенами крепости появилась англо-французская эскадра. Шла Крымская война и союзники, воевавшие против Российской империи решили, выражаясь современным языком, растащить группировку противника. 9 августа начался обстрел. Устаревшие крепостные орудия не могли причинить союзному флоту ощутимого вреда. Дальнобойных орудий просто не было. Обстрел продолжался три дня. Были большие потери среди гарнизона и разрушения в крепости.

Существует легенда счастливого спасения крепости. В ходе осады русские провели инвентаризацию пороха и вооружения и нашли на складе старые дальнобойные шведские пушки. Они выкатили три штуки на стену, убойно зарядили и вечером выстрелили в сторону неприятельской эскадры. Этими выстрелами они потопили один корабль и ещё один серьезно повредили. Англичане и французы решили, что к русским пришло подкрепление и появилась дальнобойная артиллерия. Дальнейшая осада стала опасна. Ночью англичане и французы подняли якоря и ушли в море - осада была снята.

После крымской войны в крепости была проведена реконструкция, построены новые укрепления и арт.позиции, установлены более современные орудия.

На территории крепости имеется церковь. Построили ей наши, а её ограда их шведских орудий очень напоминает ограду у Спасо-Преображенского собора в Питере... церковь уникальна, ночью она играет роль маяка.

Русские казармы... они были построены нашими солдатами после захвата крепости.

1906 год - восстание гарнизона Свеаборга. Повод - арест комендантом крепости минной роты в полном составе. В июле, в части Балтийской эскадры, стоявшей в Ревеле, началось сильное брожение. В целях предупреждения десанта матросов на острова Свеаборгской крепости комендант отдал приказ поставить мины у входа в Свеаборгский рейд. За неподчинение приказу минеры были окружены пехотой, обезоружены и посажены под арест. Артиллеристы (3 роты) решили освободить товарищей.

Последовавшая кровавая схватка артиллеристов с двумя ротами 1 Свеаборгского крепостного батальона послужила началом этого знаменитого восстания. Восстание было подавлено силами Свеаборгского крепостного полка и кораблей Балтфлота.

Есть в крепости и разветвленная система подземных ходов. Каменные стены потрясно сохранились и сегодня. Только там жутко темно и встречаются лужи... причем достаточно глубокие... к счастью хоть не заминировано)))) я попытался там побродить и вышел с мокрыми ногами))) но зато снял несколько переходов))) По ним можно и прогуляться... и даже заблудиться))))

Не очень приятно там ходить)))

В I мировоую войну Свеаборг входил в состав флангово-шхерной позиции Крепости Петра Великого и использовался как база минного флота.

Крепость Свеаборг и близлежащие острова стали частью “морской крепости имени Петра Великого”, которая должна была защищать Санкт-Петербург.

Во время гражданской войны в Финляндии (лето 1918) здесь был концлагерь для финских красногвардейцев, из которых много умерло от голода и болезней. С этого времени крепость называется Суоменлина (Финская крепость) и служит военноморской базой финского государства.

Во время Зимней войны крепость несколько раз бомбила советская авиация, впрочем, без особого успеха...

Ныне Свеаборг - культурный и музейный центр, много артистов и художников живут постоянно на островах, есть летний театр, Северный Институт современного искусства, много музеев, причем весьма интересных.

В крепости находится самый старый сухой док в Европе - корабли на этой верфи строят с середины XVII века (до 24 кораблей одновременно). Уникальность Свеаборга в том, что гигантский форт предназначался и для флота, и для пехоты. Бастионы и укрепления могли вместить 1 300 пушек, а гавань была в состоянии принимать крупные корабли.

В Свеаборге, в семье морского врача в 1811 году родился Виссарион Белинский.

На юге Сусисаари плавно переходит в остров Кустаанмиекка (Kustaanmiekka, то есть Королевский Меч). На стыке двух островов в бывшем пороховом складе размещается экспозиция береговой артиллерии. К ней прилагается любопытный экспонат - единственная финская подлодка Vesikko. Финское правительство купило ее в Германии в конце 1930-х годов. Во Вторую мировую Vesikko для начала торпедировала советское торговое судно, но тут случилась блокада Ленинграда, советский флот был отрезан от моря и субмарина осталась без работы. После окончания войны союзники запретили Финляндии иметь подлодки, и все субмарины флотилии были распроданы, кроме Vesikko, которую передали военному музею и по частям перевезли в Свеаборг.

В перестройку у одинокой подлодки появилась подружка - бывший зять президента Мауно Койвисто купил в Лиепае списанную субмарину К-77 без ядерного реактора, установил ее в гавани Хиеталахти и открыл на борту ресторан. Через четыре года истек срок аренды, и гастролерша отправилась во Флориду, где ее безуспешно пытались продать с аукциона eBay, пока К-77 не заприметила кинокомпания, запускавшая в производство блокбастер "К-19" с Харрисоном Фордом. Подружка стала кинозвездой, а Vesikko так и остался скучать на Свеаборге... (с)

До некоторых достопримечательностей финской столицы можно добраться только водным путем. Среди них и крепость Свеаборг (Suomenlinna), расположенная на островах у южной оконечности Хельсинки. Оборонительное сооружение, построенное в середине XVIII века, включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А для туристов с детьми Свеаборг интересен возможностью целый день провести на свежем воздухе, вглядеться с крепостных стен в морские дали, потрогать старые пушки и обследовать подземные ходы.


История крепости Суоменлинна

Во время вы наверняка успели узнать, что страна имеет два государственных языка - финский и шведский. Крепость в Хельсинки тоже имеет название на обоих языках, только вот значение у названий разное. Строили форт на островах шведы: вплоть до 1809 года Финляндия находилась под властью Швеции. Потеряв и снова отвоевав Хельсинки (тогда Гельсингфорс), в 1748 году Швеция решила защитить город с моря. Так на скалистых островах Волчьи шхеры появилась крепость Свеаборг, или «Шведская крепость».

В 1918 году Финляндия стала независимым государством, и у крепости появилось название на финском языке - Суоменлинна, то есть «Финская крепость». Оборонительное сооружение использовалось очень активно, пережило несколько войн, переходило из рук в руки. Только в 1973 году крепость отправили на отдых - теперь она стала туристическим объектом.

Чтобы узнать об истории крепости побольше, воспользуйтесь аудиогидом для смартфонов или примкните к экскурсии. В летнее время экскурсии проводятся на разных языках, в том числе на русском.


Музеи крепости

Вообще-то, если погода хорошая, не нужно торопиться с посещением музеев. Воспользуйтесь картой, которую предлагает официальный сайт крепости, чтобы прогуляться по островам. Самый удобный для прогулок - синий маршрут. Он проходит с севера на юг рядом с основными достопримечательностями, в том числе выводит к Королевским воротам и бастионам с пушками. Длина маршрута около 1,5 км, и на нем встречаются крутые и скалистые участки. Но зато по нему вы выйдете к массивным стенам, напоминающим лучи звезды - они видны на всех фото Свеаборга.

Для семей с малышами есть более простой маршрут. А если делать остановки на игровых площадках, то никто из вас не устанет во время экскурсии.

Непоседы готовы изведать каждый уголок крепости? Спуститесь с ними в подземные переходы на острове Кустаанмиекка и обойдите искусственные сопки, которые на самом деле являются замаскированными укреплениями для защитников крепости. А на закуску оставьте бастион Зандер - одну из старейших построек столицы.

Основной музей Суоменлинна посвящен 260-летней истории крепости. Экспозиция организована традиционно - в витринах хранятся личные вещи, инструменты, оружие, документы. Чтобы экскурсия не показалась слишком сухой, посмотрите небольшой фильм о том, что пережила крепость в разные периоды своей истории. А после этого поднимитесь на крепостную стену и взгляните на мирный город вдалеке - он тих и спокоен, а здесь волны грохочут о скалистый берег, будто напоминая, что военным укреплениям покой неведом. Но внутри крепостных стен царит благодать - на зеленых лужайках туристы устраивают пикники.

Тему сражений, в которых принимал участие гарнизон крепости Свеаборг, продолжает экспозиция Военного музея «Манеж». Центральную часть здания занимают образцы военной техники и вооружения различных лет, а вдоль стен выстроились манекены в форме. После экскурсии можно примерить на себя современную форму и прикинуть вес полной боевой выкладки, надев бронежилет и взяв в руки портативную радиостанцию весом около 20 кг.

Морская крепость Суоменлинна/Свеаборг стала местом последней швартовки . Это единственная подлодка, состоявшая во флоте Финляндии во время Второй мировой войны. Сейчас внутри судна находится музей. Внешне лодка отнюдь не кажется большой, и экскурсия по машинному отделению, каютам и кубрикам только подтверждает первое впечатление.

С уставшими от обилия исторических фактов детьми вы отдохнете в музее игрушек. Старое деревянное здание с нежно-розовыми стенами само похоже на кукольный домик, а внутри него расположились игрушки, которые были в ходу два века назад. Пышнотелые куклы в изысканных нарядах, бравые оловянные солдатики, потрепанные (а значит, когда-то очень любимые) мишки, настольные игры - спросите у детей, сильно ли изменились игрушки за столько лет.

Пожалуй, отдыхом можно считать и посещение дома Эренсвярда. Несмотря на то, что в резиденции основателя и первого коменданта крепости есть выставка оружия и макетов кораблей, она все же похожа на жилой и довольно уютный дом - так и хочется проверить, топится ли зимой белая печка-голландка.

Осмотр крепости Суоменлинна может растянуться на целый день. Рекомендуем взять с собой еду для маленького ребенка, а с детьми постарше можно пообедать в кафе и ресторанах на островах.

Крепость Суоменлинна (Suomenlinna) или Свеаборг - это 4 острова у берегов города Хельсинки, ранее называемая также Суоменлинна, это яркий символ города Хельсинки. Возведена французами и призвана была стать "Северным Гибралтаром”. Сейчас Суоменлинна - действующий музей под открытым небом.

История возникновения.

При шведах крепость называлась Свеаборг (Sveaborg) - т.е. шведская крепость. Финны же называли ее Виапори (Viapori). История Крепости Суоменлинна тесно связана с историей Финляндии, Хельсинки и Балтийского моря. Крепость Суоменлинна появилась на карте Финляндии в девятнадцатом веке. Являясь важной оборонительной линией с востока, крепость перешла к России в начале 19 века, и, в дополнение к базам флота в Таллине и Кронштадте, она использовалась для охраны фарватеров, ведущих в Санкт-Петербург.

Архитектура .

Крепость Суоменлинна представляет собой комплекс хаотично расположенных бастионов, выстроенных на небольших скальных островах. Оборонительные сооружения и строения крепости с самого начала использовались и для утилитарных нужд. Суоменлинна является в значительной мере аутентичным, то есть исторически оригинальным сооружением. Неподалеку от крепости Суоменлинна обнаружены десятки подводных исторических объектов.

Окрестности .

В непосредственной близости находится Музей Крепости Суоменлинна (Suomenlinna-museo). В музее находятся уникальные экземпляры дореволюционной артиллерии Императорской России - например, 6-дюймовая осадная пушка образца 1904 года и другие орудия. В коллекции Музея игрушек вы найдете тысячи предметов и вещей для детей наиболее старые из которых были сделаны в самом начале девятнадцатого века. Помимо этого, в музее есть отдельный зал с военными игрушками. В музее Ehrensvärd представлены миниатюрные модели кораблей, старинная мебель, оружие и картины свеаборгского художника Элиаса Мартина. Также здесь можно посетить Военный музей в Манеже, который находится в здании, использовавшемся раньше русской армией под артиллерийский склад. В наше время там выставлена финская военная техника.
Также вы можете осмотреть подводную лодку Vesikko, которая использовалась во времена Второй мировой войны. Внутри лодки открыты практически все помещения для посещения.

Туристу на заметку.

Музей Суоменлинна открыт круглый год, в период с мая по октябрь он работает с 10:00 до 18:00, в остальное время открывается на полчаса позже и закрывается в 16:30.
Музей Ehrensvärd открыт в течение всего летнего сезона с 11:00 до 18:00, а весной и осенью - только по выходным, с 11:00 до 16:00.
Музей игрушек открыт для посетителей только в период с марта по октябрь, с 11:00 до 17:00.
Военный музей открыт с середины мая по сентябрь, с 11:00 до 18:00, для взрослых входной билет стоит 4 евро, для детей до 17 лет - 2 евро.
Вход в подводную лодку также открыт с середины мая по сентябрь, с 11:00 до 18:00, стоимость входного билета для взрослых - 4 евро, для детей до 17 лет - 2 евро.
На территории крепости на острове Исо Мустасаари находится хостел Hostel Suomenlinna.
Перекусить вы можете в Café Vanille, здесь вам предложат отличные десерты, или в Café Piper, в летнее время здесь можно пообедать в саду, который оформлен в английском стиле. Кафе Toy Museum Café, будет интересен для - вы сможете выпить чаю с десертами внутри настоящего музея игрушек. А для истинных гурманов в Свеаборге открыт ресторан Walhalla, который предложит вам большой выбор блюд и богатую винную карту.

Вы когда-нибудь замечали, что в любом городе Земли большинство интересных мест всегда находятся в непосредственной близости друг от друга. Ты просто шагаешь по историческому центру – и «нанизываешь» достопримечательности одну за одной, как разноцветные бусинки бисера на иголку с ниткой… Вот Кафедральный собор, вот Сенатская площадь… А вот уже Старый рынок, а за ним виднеется Успенский собор… Одна за другой… Одна за другой…

Кажется все гладко и ровно… Ага!!! Как бы ни так!.. Как и бусинки бисера, что имеют обыкновение закатываться за диван, так и среди достопримечательностей условного города Икс непременно найдется одна или две таких точки, ради которых тащиться вам придется на другой конец земли. Такие места, как отряд повстанцев в мире достопримечательностей. Что ни возьми, практически в каждом городе света вы обязательно встретите нечто подобное. Лично я, по крайней мере, видел такие картины уже очень много раз. Хотите пример? Да хоть десять!.. Это и , и , и музей Леннусадам в Таллинне, и … Я могу этот список еще долго продолжать. Но на самом деле сейчас в рамках этой конкретной статьи это не имеет принципиального значения. Ведь сегодня я хотел бы рассказать вам всего об одном из таких мест, самой «труднодоступной» достопримечательности Хельсинки – старой крепости Суоменлинна (она же – Свеаборг).

Несмотря на то, что это место часто относят к числу хельсинских «must see», добраться до него не так-то просто. Острова Susisaaret, на которых стоит крепость, отрезаны от города водами Финского залива. Поэтому, попадая сюда, сразу кажется, что ты находишься уже как бы и не совсем в Хельсинки. Вокруг расстилается водная гладь… Огромные гладкие валуны подступают вплотную к берегу… А над всем этим, словно местная «гопота», кружит отряд белых чаек…

Вокруг тихо – и кажется, что за какие-то 10 минут ты променял шумный Хельсинки на какой-то милый и уютный пригород.

Впрочем, ладно… Что-то я разошелся… Надо сбавить градус ванили. Давайте лучше я расскажу вам обо всем по порядку…

Немножко истории (правда, совсем немножко)…

Решение о возведении крепостей на островах Susisaaret («Волчьи шхеры») было принято после русско-шведской войны в середине 18 века. В те времена, территория современной Финляндии входила в состав Шведской империи, а потому сама крепость получила название Свеаборг (что означает «Шведская крепость»). После обретения Финляндией независимости, здешние бастионы использовались в период гражданской войны 1918 года. На островах был образован лагерь для финских красногвардейцев, а сама крепость официально получила название Суоменлинна (дословно – «Финская крепость»). Почему я это пишу? Все дело в том, что сегодня финский и шведский языки имеют в Финляндии официальный статус, поэтому крепость попеременно называют то Свеаборг, то Суоменлинна. Таким образом, сегодня этот островной бастион именуют одновременно и финским, и шведским.

В 1991-м году крепостной комплекс вместе с другими островными постройками был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня здесь располагаются многочисленные музеи, морская академия, остатки старой артиллерии, частные дома с девятью сотнями постоянных жителей и даже тюрьма «облегченного режима», заключенные которой поддерживают крепость в надлежащем виде. Сами финны (как мне показалось) обычно используют это место как площадку для пикников: пока туристы бегали по острову с фотоаппаратами, они просто мирно сидели на камнях и, поедая привезенные с собой припасы, смотрели на скалы и водную гладь.

Сказать по правде, именно ради пикников и живописной природы этого места сюда и стоит ехать из Хельсинки. Все остальное – крепости, пушки и прочие сооружения произвели на меня значительно меньшее впечатление. Исключение — эти поросшие травой укрепления, похожие на домики Бильбо Бэггинса.

Они прикольные. А все остальное – стены и стены… Я бы мог о них больше вообще ничего не писать. Но долг блогера велит… Поэтому дальше будет большой рассказ о всех интересных местах, которые можно встретить на этом острове. Давайте для начала я устрою вам тут мини-экскурсию. А технические моменты (типа «как доехать на Свеаборг» и где снять жилье) оставим напоследок…

Крепость Свеаборг: церкви, пушки и «русские» домики…

Вообще, считается, что «достопримечательностей» в этом месте много: на туристических картах, которые можно получить в центре информации, отмечено аж целых 45 разных точек!!! Но большинство из них можно отнести к достопримечательностям только формально. Преимущественно – это различные музеи, валы и объекты общественного питания. Другое дело, что все они расположены довольно компактно и, словно на нить, нанизаны на «синий маршрут», который тянется сразу через два острова.

Начинается он от главной пристани, а затем проходит через «русскую деревню», где когда-то жили купцы из России…

Мимо гарнизонной церкви…

Военного музея…

Многочисленных сувенирных лавок…

«Messiah... Save your breath»...



И невысоких мостов, связывающих берега между собою.

Чтобы туристы не запутались на островах тут и там встречаются специальные указатели, показывающие дорогу к главным точкам Свеаборга. Видя на указателях те или иные интересные пункты, мы с Таней постоянно меняли маршрут и уходили в стороны, то вправо, то влево. Именно так (незапланированно) мы, например, добрались до подводной лодки Весикко (я называл ее «Сулико»).

Не могу сказать, что она производит какое-то особое впечатление (как например, подводная лодка Лембит, стоящая в Морском музее Таллинна). Но свернуть к ней на пару минут определенно стоит. Как-никак, не каждый день видишь на улицах подводные лодки.

Если кому-то особо интересна тема лодок, отмечу также, что на территории островов Суоменлинна есть еще «сухой порт». Реально сухой… (как незаверенный Роллтон). Находится он справа от Большого Крепостного двора с могилой Эренсвярда (это, кстати, еще одна лодочка).

Выглядит этот двор весьма симпатично… Всюду раскидистые деревья, грубые камни, поросших зеленым плющом, а также все те же старые шведские пушки, которых здесь так же много, как и чаек, летающих над головой… Дальше будут фото. Я думаю, они расскажут все лучше меня.


Возвращаясь к теме сухого дока, отмечу, что в июне 2017 года, когда на острове был я лично, это место выглядело довольно жалко.

Посреди большущей котловины стоял один единственный корабль, а вокруг него валялись остатки каких-то бревен и труб. Впрочем – смотрите сами. На картинках из туристических проспектов это место выглядело значительно более презентабельно.

Мы заглянули туда на пару минут, сделали фотки и снова вернулись на синий маршрут. Вокруг цвели цветы в горшочках…

Над головою качалась сирень…

А вездесущие китайцы прямо с моста пытались кормить с руки чаек.

Блин… Когда я вижу такие картины во мне просыпается Задорнов с его извечным: «Ну тупые…». Я стоял у них за спиной и молился, чтобы кому-то из этих граждан Поднебесной следующая чайка выклевала глаз. Ну или хотя бы сорвала сережку... И это я сейчас почти всерьез. Чаек в Финляндии можно кормить только ядом!!! Кто бывал в Хельсинки – тот меня поймет. Это не птицы – а воздушная мафия. Они воруют еду, летают прямо над головою… Я как-то даже читал историю в интернете, что чайка на причале в Хельсинки вырвала у какого-то туриста фотоаппарат. На причалах города стоят специальные знаки «Чаек не кормить». Но это же китайцы… Говорят, однажды они захватят мир. Блин… Одна надежда на японцев (что они все-таки изобретут своих роботов и в ближайшее время разберутся с Китаем). Не хотелось бы в старости есть один рис сутками…

Морские пейзажи и Ворота Короля

Наверное, читая этот текст, вы сейчас все задаетесь вопросом: «А где же та самая крепость, о которой тут постоянно идет речь»? Отвечаю: все дело в том, что крепость Свеаборг – это не единый бастион, а скорее некая совокупность стен и пушек, расположенных на тех самых островах в Финском заливе.

Поросшие травой стены крепости, встречаются здесь повсеместно. Просто не ждите увидеть на островах какой-то единый архитектурный комплекс вроде Московского кремля или чего-то в схожем духе. Крепость Свеаборг – это стены, стены, стены, пушки, стены… плюс вот эти Королевские ворота, которые являются одним из негласных символов данного места.

Как я уже говорил в самом начале, ехать сюда стоит за морскими пейзажами…

Хатками хоббитов и другими сказочными постройками, похожими на каменных исполинов, выглядывающих из-под земли…


Или, например, для того, чтобы устроить пикник на скалистых берегах острова…

Мы, например, так и сделали. Взяли плед, еду и две баночки клюквенного джина – забрались подальше и стали отдыхать. Где-то рядом с берегом копошилась парочка белых лебедей…

Впереди среди волн и росчерков скупого солнца мелькали паруса какого-то небольшого корабля…

В этот момент меня уже даже не бесили вездесущие чайки (хотя одна из них свистнула у меня черешню и в считанные секунды проглотила ее вместе с косточкой).

Наверное, за всю трехдневную поездку в Хельсинки – это был наш самый лучший день в Финляндии. Этакая кульминация путешествия. Она есть в любой поездке. Но сейчас я не буду сильно раскручивать эту тему… Просто напишу, что съездить на острова крепости Суоменлинна определенно стоит. Особенно в ясную погоду. Дальше в этой статье, как и обещал, я напишу вам о том, как это сделать.

Суоменлинна (Свеаборг): как добраться из Хельсинки

Специальные корабли, включенные в систему городского транспорта, ходят на острова каждый день с 6 часов утра до 2-20 ночи. Отправляются они вот от такой станции рядом с Рыночной площадью Хельсинки. Обычно, в дневные часы людей вокруг нее много. Поэтому вы ее не пропустите.

Билет на проезд можно купить в кассе или в автомате (5 евро). Действителен он в течение 12 часов (поэтому с одним билетом вы можете съездить и туда, и обратно).

Также отправиться в поездку вы можете, имея на руках обычный городской проездной на 24 часа (HSL) или карточку Helsinki card. Сами паромы курсируют регулярно. Интервал движения – от 20 минут до 1 часа (но вы ориентируйтесь на меньшую цифру – большие промежутки между рейсами тут бывают только ночью). Время в пути – 15 минут. У самих кораблей есть как открытые, так и закрытые площадки. В первый раз мы ехали на «крыше» парома...

А вот обратно уже возвращались, расположившись на внутренней площадке.

По дороге паром проплывает несколько маленьких островков. В ясную погоду плыть на открытой площадке очень приятно. Единственное, что немного портит впечатление – это летающие прямо над головой чайки. Как вы поняли, в этой истории они главные антагонисты.


После прибытия на остров прямо перед вами будет центр туристической информации. С другой стороны тут же находится продуктовый магазин и табло с расписанием рейсов. Если такой вариант вам по какой-то причине не подходит и вместо 5 евро вам решительно хочется заплатить за проезд все семь – поплыть на острова вы также можете на «водных автобусах» компании JT-Line. Подробную информацию о маршрутах и расписании можно посмотреть на их официальном сайте www.jt-line.fi.

Где снять жилье на островах

Рядом с крепостью прямо на островах работает хостел Suomenlinna, открытый в бывшем здании школы. В хостеле есть номера на двух-трех или на 6-10 человек. Поэтому при желании – есть, что выбрать. Летом двухместный номер в этом месте обойдется вам в 68 евро (что для Хельсинки довольно низкая сумма). Койка в дормиторие будет стоить 25. В «не сезон» цены ниже. Проверить их