Когда и почему люди начали путешествовать. Преимущества и недостатки путешествия на самолёте Почему передвижение путешественников

Среди нас есть путешественники, которым недостаточно туристических достопримечательностей и забитых до предела музеев и храмов. Им хочется потеряться в незнакомом городе и заговорить с местными жителями на незнакомом языке, пытаясь выведать дорогу и надеясь, что эти люди откроют что-то новое, неожиданное, расскажут историю, предложат отведать местное блюдо в дешевом кафе.

Таких путешественников не пугает, а привлекает неизвестность; они учатся понимать жесты, улыбки и выражения лиц сотен незнакомцев, они видят, как живет то место, в котором они находятся. В этом удивительном умении и заключаются основные отличия путешественников от туристов - они не ищут достопримечательности по карте, а создают собственную карту со своими достопримечательностями.

Путешественники теряются, чтобы найтись

Не существует неправильного способа путешествовать и получать новые впечатления, но есть способы, которые могут дать намного больше, чем стандартный набор.

Туристы редко отправляются в путешествие, чтобы на себе испытать жизнь в новом, непривычном месте; чаще всего они едут, чтобы сказать, что были там, чтобы отметить галочкой очередной город. Путешественники мечтают потеряться в незнакомом городе. Они едут, чтобы искать неизведанное, а найти себя. Туристы не используют возможности, а путешественники не упускают ни одной.

Туристам снится дом, а путешественники всегда дома

Для настоящего путешественника дом - не материальное «имение», а эмоциональное состояние. У настоящих путешественников стерты границы зоны комфорта. Туристы мечтают о собственной постели, скучают по привычной еде и из-за этого упускают настоящее «путешествие», - когда дом там, где хочется не засыпать, а просыпаться.

Туристам необходим багаж

Туристу тяжело без определенного уровня комфорта, именно поэтому чемодан перекатывается из одного отеля в другой, при этом теряется уникальная возможность увидеть, что же за стенами отелей. Путешественники проводят время на улицах, знакомясь с людьми, рассматривая их жизнь, учатся жить так же и видеть место глазами тех, кто его создает.

Туристам нужны карты

Большинство туристов, собираясь в путешествие, уже распланировали маршрут, выбрали места и достопримечательности и решили, что приготовят на ужин по возвращении домой. Они точно знают куда поедут, что увидят и что будут делать. Путешественники предпочитают нехоженые тропы, тихие улочки, кафе в два столика и концерт местной молодой группы. Путешественников не найти в красных туристических автобусах.

Туристы покупают разговорники; путешественники пьют в барах с местными жителями

Каждый турист считает своим обязательством выучить базовые «спасибо», «пожалуйста» на языке страны, в которую едет. Удивительно, но большинство туристов считает, что этого усилия достаточно. Путешественник знает, что лучший способ пообщаться с местным - угостить его бокалом пива в баре.

Туристы безостановочно фотографируют

Туристы путешествуют по книге; путешественники пишут книгу

Настоящий путешественник всегда сойдет с проторенной дорожки, хоть на шаг. В то время как туристы толпятся в местах, указанных в путеводителях, путешественники ищут новые истории и новые места. Они знают, что настоящая красота места заключается в его пульсе, в том, что делает его живым и изменяющимся.

Любознательность, желание поменять обстановку, отдохнуть и насладиться новыми впечатлениями - это то, что без сомнения толкает человека на то, чтобы как можно чаще проводить свой отпуск вдали от дома.

Способов передвижения для путешественников существует множество - самолеты, поезда, автобусы, автомобили или автостоп. Все зависит от того, куда вы планируете поехать и какой вид туризма предпочитаете.

Однако, кто и куда бы не собирался в путешествие, всегда необходимо планировать маршрут, места остановок или привалов, выбрать способ и средство передвижения по маршруту, заранее определиться с ночевками (в крупных туристических городах и исторических центрах в сезон отпусков отсутствие мест в гостиницах может стать неприятной неожиданностью). Отдохнуть всегда хочется с комфортом, и бронирование квартир заранее сможет помочь впоследствии избежать хлопот и лишней траты времени и денег.

Комфортный отдых обеспечит аренда элитных квартир посуточно.

Наш сайт предлагает ряд услуг по бронированию квартир в любом уголке России:

Забронировать посуточные квартиры у метро - это как раз та услуга, которой могут пользоваться туристы при посещении крупных мегаполисов. Близкое расположение этого вида транспорта позволит в любое время и без труда добраться в любую точку города.

Оптимальное и экономичное решение - . Для любого исторического и туристического центра этих дней вполне хватает для краткого ознакомления с городом и посещения экскурсий.

Для любителей комфортного и элитного отдыха, путешествующих собственным автотранспортом предлагается аренда элитных квартир посуточно.

Совмещая отдых с деловыми переговорами или встречами, предпочтительно бронирование квартиры посуточно с евроремонтом. Такая квартира обеспечит деловой встрече презентабельность.

Находясь в путешествии без детей и желая отдохнуть перед дальнейшим переездом, вы сможете снять на сутки квартиру-студию.Квартиры такого класса невысоки в цене, но очень удобны и функциональны.

Бронирование квартиры посуточно с евроремонтом за реальную стоимость.

Времени, отведенного на путешествие по незнакомым городам и странам, всегда оказывается мало, поэтому программа посещений экскурсий и музеев, и просто даже пеших прогулок по городу в поисках достопримечательностей довольно сжата. Не очень приятно в конце насыщенного дня столкнуться с проблемой отсутствия места для отдыха и ночевки.

Предложения туристических фирм недвижимости в курортных городах во время отпусков, как правило, очень отличаются от истинных цен арендодателей, к тому же фирме придется заплатить комиссионный сбор, и стоимость обойдется в разы выше ее реальной цены.

Русские первопроходцы Сибири 17-го века

О самых первых землепроходцах XVII столетия сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Но уже с середины этого «золотого века» русской колонизации Сибири «руководители экспедиций» составляли подробные «скаски» (то есть описания), своего рода отчеты о проделанных маршрутах, открытых землях и населяющих их народах. Благодаря этим «скаскам» страна знает своих героев и основные географические открытия, которые они совершили.

Хронологический перечень русских землепроходцев и их географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке

Федор Курбский

В нашем историческом сознании первым «покорителем» Сибири является, конечно, Ермак. Он стал символом прорыва русских на восточные просторы. Но, оказывается, Ермак был вовсе не первым. За 100 (!) лет до Ермака в эти же земли с войсками проникли московские воеводы Федор Курбский и Иван Салтыков-Травин. Они прошли путем, который был прекрасно известен Новгородским «гостям» и промышленникам.

Вообще, весь русский север, Приполярный Урал и низовья Оби считались новгородской вотчиной, откуда предприимчивые новгородцы веками «качали» драгоценную рухлядь. А местные народы формально считались новгородскими вассалами. Контроль за несметными богатствами Северных территорий был экономической подоплекой военного захвата Новгорода Москвой. После покорения Новгорода Иваном III в 1477 году к московскому княжеству отошел не только весь Север, но и так называемая Югорская земля.

Точками показан северный путь, по которому русские ходили до Ермака

Весной 1483 году рать князя Федора Курбского поднялась по Вишере, перешла Уральские горы, спустилась вниз по Тавде, где разбила войска Пелымского княжества - одного из крупнейших мансийских племенных объединений в бассейне реки Тавды. Пройдя дальше к Тоболу, Курбский оказался в «Сибирской земле» - так называлась тогда небольшая территория в низовьях Тобола, где издавна обитало угорское племя «сыпыр». Отсюда русское войско по Иртышу прошло на среднюю Обь, где успешно «воевало» угорских князей. Собрав большой ясак, московский отряд повернул назад, и 1 октября 1483 года дружина Курбского вернулась на родину, преодолев за время похода около 4,5 тысячи километров.

Результатами похода стало признание в 1484 году «князьями» Западной Сибири зависимости от Великого княжества Московского и ежегодная уплата дани. Поэтому начиная с Ивана III титулы великих князей Московских (позже перешедшие и в царский титул) включали в себя слова «великий князь Югорский, князь Удорский, Обдорский и Кондинский .

Василий Сук ин

Основал город Тюмень в 1586. По его инициативе был заложен и город Тобольск (1587). Иван Суки н не был первопроходцем. Он был высокопоставленный московский чин, воевода, посланный с военным отрядом на подмогу Ермакову войску для «добивания» хана Кучума. Положил начало капитальному обустройству русских в Сибири.

Казак Пенда

Первооткрыватель реки Лена. Мангазейский и Туруханский казак, легендарная личность. Выступил с отрядом в 40 человек из Мангазеи (укрепленный острог и важнейшая торговая точка русских в Северо-Западной Сибири (1600-1619) на реке Таз). Этот человек совершил небывалый по своей решительности поход за тысячи верст по совершенно диким местам. Легенды о Пенде передавались из уст в уста у Мангазейских и Туруханских казаков и промысловиков, и дошли до историков в почти первозданном виде.

Пенда с единомышленниками поднялся по Енисею от Туруханска до Нижней Тунгуски, потом три года шел до ее верховьев. Добрался до Чечуйского волока, где Лена почти вплотную подходит к Нижней Тунгуске. А дальше, перешед волок, плыл он рекою Леною вниз до того места, где после построен город Якутск: откуда продолжал он свой путь сею же рекою до устья Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где, вступив на суда, чрез Енисейск прибыл паки в Туруханск ».

Петр Бекетов

Государев служилый человек, воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирских городов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В Сибирь приехал добровольно, (попросился в Енисейский острог, куда и был назначен стрелецким сотником в 1627). Уже в 1628-1629 участвовал в походах енисейских служилых людей вверх по Ангаре. Много ходил по притокам Лены, собирал ясак, приводил в подчинение Москвы местное население. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье.

Иван Москвитин

Первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Первым побывал на Сахалине. Москвитин начал службу в 1626 рядовым казаком Томского острога. Вероятно, участвовал в походах атамана Дмитрия Копылова на юг Сибири. Весной 1639 отправился из Якутска к Охотскому морю с отрядом из 39 служилых людей. Цель была обычной – «прииск новых землиц» и новых неясачных (то есть еще не обложенных данью) людей. Отряд Москвитина спустился по Алдану до реки Маи и по Мае вверх шли семь недель, от Маи до волока малой речкой шли шесть дней, волоком шли один день и вышли на реку Улью, по Улье шли вниз стругом восемь суток, затем сделав ладью до моря плыли пять суток .

Результаты похода: Было открыто и обследовано побережье Охотского моря на протяжении 1300 км, Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров Сахалин. Кроме того, привезли с собой в Якутск большую добычу в виде пушного ясака.

Иван Стадухин

Первооткрыватель реки Колыма. Основал Нижнеколымский острог. Исследовал Чукотский полуостров и первым заходил на север Камчатки. Прошел на кочах вдоль побережья и описал полторы тысячи километров северной части Охотского моря. Вел записи своего «кругового» путешествия описал и составил чертеж-карту мест Якутии и Чукотки, где побывал.

Семён Дежнёв

Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, а также торговец пушниной. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Ивана Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив, разделяющий Чукотку и Аляску. (Примечательно, что самому В. Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться только южной его частью!

Василий Поярков

русский землепроходец, казак, исследователь Сибири и Дальнего Востока. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 46 руководил отрядом, который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья

1649-1653

Ерофей Хабаров

Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия.

В 1649-53 с отрядом охочих людей совершил поход по Амуру от впадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедиции приамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовал силой, чем оставил по себе худую славу у коренного населения. Хабаров составил “Чертеж по реке Амуру”. Именем Хабарова названы основанные в 1858 военный пост Хабаровка, (с 1893 - город Хабаровск) и железнодорожная станция Ерофей Павлович (1909).

Владимир Атласов

Казачий пятидесятник, приказчик Анадырского острога, «опытный полярник», как сказали бы сейчас. Камчатка была, можно сказать, его целью и мечтой. О существовании этого полуострова русские уже знали, но на территорию Камчатки еще никто из них не проникал. Атласов, на заемные деньги, на свой риск организовал в начале 1697 года экспедицию по исследованию Камчатки. Взяв в отряд опытного казака Луку Морозко, который уже бывал на севере полуострова, выступил из Анадырского острога на юг. Цель похода была традиционная – пушнина и присоединение новых «неясачных» земель к русскому государству.

Атласов не был первооткрывателем Камчатки, но он был первым русским, который прошел практически весь полуостров с севера на юг и с запада на восток. Он составил подробную «скаску» и карту своего путешествия. В его отчете были подробные сведения о климате, животном и растительном мире, а также удивительных источниках полуострова. Ему удалось уговорить значительную часть местного населения перейти под власть московского царя.

За присоединение Камчатки к России Владимир Атласов, по решению правительства, был назначен туда приказчиком. Походы В. Атласова и Л. Морозко (1696-1699 гг.) имели большое практическое значение. Эти люди открыли и присоединили Камчатку к Русскому государству, положили начало ее освоению. Правительство страны в лице государя Петр Алексеевича уже тогда понимало стратегическую важность Камчатки для страны и принимало меры по ее освоению и закреплению на этих землях.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына доктор филологических наук, профессор, руководитель Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Елена Пенская прочитала лекцию о зарождении туризма. Она рассказала о загадочных рыбках, ради которых путешественники отправлялись в чужие края, а также объяснила, как римляне боролись с «усталостью от съеденного».

В какой момент турист становится путешественником? Какие бы разные имена ни назывались - Афанасий Никитин, Бартоломе де лас Касас или Редьярд Киплинг, - их всех объединяет одно: путешественникам приходилось искать и создавать новый язык для тех вещей и реалий, с которыми они сталкивались. Тот, кто описывает свои путешествия, всегда первопроходец и первооткрыватель. То же самое происходит и с современным путешественником, который, казалось бы, обречен из-за виртуальной обжитости культурного, географического и исторического пространств. Неизменным остается вопрос - зачем? Зачем видеть Париж или Рим? Какая разница между Москвой, Балтимором или Греноблем? Это рассуждения о «чужом» и «своем», о важном умении увидеть чужой мир заново, открыть его для себя.

После смерти англоязычного писателя и журналиста Шивы Найпола журнал The Spectator, для которого он писал, учредил премию его имени за лучший травелог (литературу о путешествиях). Найпол дал очень точное определение путешествия: «Путешествие - одна из предельных форм самоотрицания. Попытка уйти от того, что ты есть, усомниться в прописанных в тебе знании, понимании, образах, - в неизвестное. В неизвестное самообновление. Да, мы создаем свое путешествие, но в более прозаическом смысле мы потребители - цивилизаций, символов, смыслов и, перво-наперво, мириада свобод, без которых истинного путешествия быть не может».

Откуда и как появился туризм

Туризм, как мы понимаем его сегодня, впервые возник в Древнем Риме. Фундамент его был заложен за несколько столетий до того, в эпоху завоеваний Александра Македонского.

Для возникновения туризма были нужны некоторые обязательные предпосылки. Во-первых, это хотя бы один общий язык, на котором могут изъясняться люди из разных земель. Во-вторых - универсальная форма оплаты, то есть взаимно конвертируемые материальные ценности. В эпоху эллинизма впервые формируется lingua franca - общегреческий язык (koine), а серебряные греческие монеты превращаются в валюту, имеющую хождение во всех портах и большинстве городов от восточных границ Афганистана до западных ливийских оазисов.

Римская империя за два века экспансии (условно II-I века до нашей эры) расширила и углубила сферу универсализма. Завоевывая земли на западе и севере европейского континента, Рим делал латинский язык общеупотребительным во всем, что касалось государственного делопроизводства, торговли и искусств. Покорив эллинистические империи на востоке, Рим добавил латинский и koine как второй общий язык. Оба языка существовали на равных правах. Римские монеты находились в обращении одновременно с греческими. И те, и другие имели хождение на всех землях современной Западной и Центральной Европы, вплоть до Британских островов на западе и тевтонских городищ на севере.

Статуя Меркурия, римского бога путешественников. Фото: Christopher Furlong

Был необходим и третий универсальный фактор - единое для всех римское право, защищавшее чужестранца от произвола местных властей и капризов традиции. Судя по сохранившимся сведениям, римские легионы, префекты на местах, а также флот, патрулировавший главные водные пути, обеспечивали чрезвычайно высокий уровень безопасности.

Наконец, чтобы путешествовать, были необходимы дороги. Везде, где ступала нога римского легионера, строились дороги, и со временем сетью дорог была охвачена большая часть гигантской империи. С дорогами пришли новые транспортные средства.

Из других важнейших вех римского периода следует отметить возникновение историко-культурного туризма. Хотя титул «отца истории» принадлежит Геродоту, исторического сознания ни у древних греков, ни у египтян, ни у иудеев не было. Их восприятие прошлого было насквозь мифологическим, а в случае иудеев, видимо, теологическим. Что до римлян, ни мощь легионов, ни имперский покой и благоденствие, ни расцвет технологий, ни замечательная драматургия и театр не могли избавить дочернюю цивилизацию от комплекса культурной неполноценности по отношению к материнской греческой, - идеал всегда пребывал в прошлом, в Золотом Веке Афин.

Как французский язык для русских дворян, греческий язык считался в Риме подобающим философии, литературе, театру, диспутам и разговорам «об умном», поэтому только совершив паломничество в Грецию, образованный римлянин мог прильнуть к корням ушедшего величия своей культуры; только признание греческими философами римского любомудра обеспечивало его статусом в отечестве. Так сформировалось понятие «прошлого», которому суждено было сыграть критическую роль в развитии всех последующих западных цивилизаций и мирового туризма.

Поправить здоровье

Во все времена к туризму людей побуждали потребности не столько культурные или духовные, сколько физиологические: поправить здоровье, попробовать чего-нибудь необычного. Эти физиологические реалии наша культура держит в темном чулане, куда сваливаются все «непристойные» особенности современной цивилизации.

Меж тем, судя по сохранившимся историческим сведениям, именно лечебные путешествия следует считать древнейшей формой мирового туризма. Греки с незапамятных времен путешествовали к храмам бога Асклепия для избавления от хворей. Но римляне, введя Асклепия в свой пантеон и построив много новых храмов богу-целителю на Апеннинском полуострове, сделали лечебный туризм массовым.

Теперь за помощью к Асклепию шли не только из греческих городов, но и из далеких апеннинских, иберийских краев, из Египта и Дакии, из Марселя и Антиохии. Особой популярностью пользовались три храма: на острове Кос (по преданию, здесь практиковал Гиппократ), древнейший храм бога-целителя в Эпидарусе и Пергамский храм (на малоазийском берегу Эгейского моря), где в середине II века нашей эры лечил великий медик Гален.

Римские туристы

В наши дни древний Рим считался бы передовым городом: все виды транспорта были в нем вынесены за городскую черту. Там же находился «вокзал», где будущий турист выбирал удобный вид транспорта. Богатые нанимали паланкины; среднему классу доставалась простая колесница (birota); большие семьи и группы людей в складчину брали телегу (raeda). Путь по Via Domitiana до Неаполитанского залива занимал четыре дня, и хотя во многих местах планеты такая дорога и сейчас почиталась бы за инженерное чудо, отсутствие рессор болезненно отражалось на некоторых частях тела.

К вечеру бригадир носильщиков паланкина высматривал дорожный знак квадрата в квадрате - эквивалент сегодняшней роскошной гостиницы. Пассажиры birota и raeda прикидывали, найдутся ли свободные места под вывеской двух треугольников - так обозначалось каменное строение без удобств, но с очагом и обслугой, которая вносила багаж, готовила ужин, уводила лошадей на водопой. Наконец, треугольник над квадратом - это придорожная хибара с туалетом во дворе. Даже самый дешевый вариант четырехдневного пути влетал в приличную сумму - люди говорили, что уж лучше податься в гладиаторы, чем платить такие бешеные деньги. Впрочем, бедные могли утешаться мыслью, что клопы не признают имущественного ценза.

Ближе к Байе ветер начинал дурманить запахом моря. Путники забывали о расходах и с вожделением всматривались в мраморные виллы на склонах вдоль побережья. В городе останавливались все: курорт славился особыми устрицами.

После вилл и ресторанов на почетном третьем месте по популярности в Байе находились заведения, совмещавшие гостиничные услуги с игорными и - в весьма определенном смысле - публичными. В эти места устремлялась золотая молодежь. Люди постарше ехали к озеру, где с восходом луны открывались плавучие бордели, или на стадион - на гладиаторское побоище. Со времен Нерона в моду вошли поединки с участием девушек из хороших семей, и весь Рим съезжался болеть за своих.

Трудно сказать, почему желание отдохнуть разжигает в людях зверский аппетит, но факт остается фактом: шведский стол был непременным атрибутом всех древнеримских курортов. Пили немного, поскольку светская жизнь начиналась очень рано. Тогда же, во II веке нашей эры, сложился курьезный ритуал : отдыхающие ходили от виллы к вилле любоваться домашними рыбками.

Паломничество в Грецию даже очень богатым римлянам обходилось примерно в сумму годового дохода. Откуда пошли курорты? Неизвестно. Древнейшие тексты, как в римском случае, описывают уже устоявшуюся развитую структуру.

Генеалогия путешественников

Генеалогически современные туристы восходят к средневековым паломникам. В замкнутом мире деревни, где все на виду, у средневекового человека, по точному выражению английского историка, «не было, кроме паломничества, законных причин покидать дом», а основания для странствия должны были быть серьезными, вескими для семьи, общины.

Простому человеку стоимость подобного предприятия была непосильна, и подготовка к странствию начиналась с поисков спонсора. Для ремесленника им могла стать гильдия; благочестивому прихожанину, болезни и несчастья которого требовали вмешательства Бога, помогала местная церковь. Нередко спонсором выступал деревенский богатей, нанимавший ходока, чтобы заручиться благословением святого или для приобретения особо ценной индульгенции, реликвии.

Шансов вернуться домой у паломника было, пожалуй, меньше, чем сгореть в пути от лихорадки, холеры и прочих несчетных болезней, пасть от стрелы или кистеня, утонуть в кораблекрушении, попасть в плен к пиратам, стать жертвой массы кормившихся с паломнических магистралей мошенников, воров и проституток. Короче, риск был слишком велик, чтобы человек мог поддаться импульсу просто увидеть мир. Кто вливался в паломнический поток, можно узнать по прекрасным рассказам Джеффри Чосера и балладам Франсуа Вийона. Самым безопасным и потому самым популярным у паломников был городок на северо-западной оконечности Испании Сантьяго де Компостелла, где по преданию покоятся останки Святого Иакова.

Существовали путеводители для паломников, один из них я держала в руках. Это уникальный пятитомный трактат XII века Liber Sancti Jacobi. Он обеспечивал паломника необходимыми сведениями - от списка постоялых дворов до рекомендуемых молитв и практических советов на каждый день.

В каждой стране имелись всем известные сборные пункты, откуда паломники направлялись к главному общеевропейскому центру - парижской церкви Святого Иакова (St. Jacques). Из Парижа выходили большими группами: чем многочисленней, тем безопасней. А в Испании, где хранилась самая главная святыня христианского мира, паломника ожидала царская встреча. От южных отрогов Пиренеев до Компостеллы дорога El Camino de Santiago обслуживалась специально построенными при монастырях постоялыми дворами, кухнями, прачками. Ограбить и даже просто обидеть паломника тут считалось преступлением.

«Крестный отец» путешественников

Лингвистическим крестным отцом, подарившим нам целый ряд терминов, связанных с путешествиями, был Стендаль. Почти два века назад он наблюдал иностранцев в Италии, и именно он придумал это словцо - «туристы». Когда Стендаль подобрал его, он предполагал пародию на знатока, эстета, посвятившего жизнь служению прекрасному. Турист предпочитал «представление» о картине созерцанию ее, он сорил налево и направо невежественными мнениями и торопился увидеть все подряд без разбора.

Понятие пришлось как нельзя кстати. Через 50 лет, благодаря двум революциям в транспорте (пароходы, железные дорога), путешествовали уже не тысячи беспокойных или заскучавших отпрысков лучших семей, но десятки тысяч членов нового властного сословия, буржуазии. Осмеянные Марком Твеном и Уайльдом, английские, американские, французские пошехонцы сначала во всем подражали традициям аристократического Grand Tour (так с легкой руки англичан именовался обязательный для джентльмена набор заграничных впечатлений).

Следующий шлюз открывает прогрессивное социальное законодательство. Введение оплаченных отпусков и праздников сделало путешествие доступным для сотен тысяч людей. Так туризм превратился в индустрию.

Турист или путешественник?

Любая поездка может стать экскурсией или путешествием, с той же почвой под ногами, теми же звездами над головой. Ставки резко растут, когда речь заходит о туристическом бизнесе, и взлетают в стратосферу, если принять во внимание, что странствующий субъект (он же турист в одной ипостаси и путешественник в другой) сегодня представляет собой единственный гарант сохранности прошлого, будь то ацтекские храмы или «всечеловеческие холмы Тосканы». Обе ипостаси взаимосвязаны: путешественник совершает в новое место долгосрочный экономический и культурный вклад под процент, величина которого обеспечивается оборотом туристской наличности.

Записал Владимир Парамонов